Студенты пятого курса

Студенты пятого курса - Студенты пятого курса

Наверное, все студенты-издатели знают этот уютный выставочный зал, который находится за скромной дверью в конференц-зале Научной библиотеки. Именно там с 28 февраля по 31 марта проходила выставка «Русская книжная иллюстрация XIX — первой половины XX в.». Научная библиотека часто балует студентов подобными интересными выставками, где можно не только узнать много полезного об истории книги, но и прикоснуться к вековым фолиантам.

Подобные выставки, готовящиеся для студентов, стали традиционными при сотрудничестве библиотеки и кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования ФилФ ТГУ (зав. каф. — проф. И. А. Айзикова, координатор — доц. Е. А. Макарова). Расположением экспонатов и подготовкой экскурсионной части занималась сотрудники Отдела редких книг В. А. Есипова и Е. В. Ивановская, а также заведующая сектором пропаганды книги М. И. Алексеева. Вниманию студентов были предложены как новые, так и совсем старые книги, несущие черты книжного иллюстративного искусства, редкие по своей значимости и уникальности.

Наше путешествие по страницам книг началось с начала XIX века, когда иллюстрации только еще начали сопровождать различные книжные издания. В этот период активно издаются альманахи, в которых оформляются авантитул и фронтиспис. Если раньше иллюстрации не были связаны с текстом, то теперь, наоборот, они выбираются в зависимости от содержания и представляют собой фрагмент сюжета, портрет автора или виньетку. Основная техника иллюстрирования этого периода — гравюра на меди и литография.

Среди лучших художников специалисты называют И. А. Иванова, А. Брюллова, С. Галактионова, А. П. Сапожникова и др. В 1839 г. вышел альбом иллюстраций к «Душеньке» И. Ф. Богдановича, превосходный по художественному исполнению, выполненный Федором Петровичем Толстым — последним представителем классицизма в русской иллюстрации. Также в традициях классицизма выполнены иллюстрации к поэме В. А. Жуковского «Ундина» (СПб, 1837), иллюстратором которых был Фридрих-Людвиг фон Майдель — эстонский живописец, график, гравёр, основатель ксилографической мастерской.

Долгое время многие писатели считали, что текст не требует дополнительных изобразительных средств, поэтому иллюстрация не нужна. Так, Н. В. Гоголь писал в письме по поводу гравюр к его поэме «Мертвые души»: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок». Тем не менее, известным гравёром Е. Е. Бернардским, совместно с художником А. А. Агиным, были созданы иллюстрации к его произведению. Правда, учитывая пожелания Гоголя, рисунки вышли отдельно от текста.

Во второй половине XIX в. развитие книжной иллюстрации определяется рядом факторов: происходит четкая дифференциация книги на утилитарную и роскошную. Соответственно происходит и дифференциация стилистики иллюстраций. Роскошные издания оформлялись разнообразными виньетками, красочными иллюстрациями. Над оформлением книг начинают работать такие профессиональные художники, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов. Настоящим культурным событием стали иллюстрации М. А. Врубеля к поэме Лермонтова «Демон».

В этот период бурно развивается техника иллюстрации: появляется тоновая ксилография, фотография и т. д. Это ведет к обособлению иллюстрации от текста, перспективной глубине. Важным становится и то, что окончательно формируется детская книга, вырабатываются ее зримые отличия от книги для взрослых. Новым явлением становится богато иллюстрированная детская «книжка-картинка». Это связано с общим ростом интереса к психологии раннего возраста, проблемам воспитания, эстетического развития маленького читателя.

Конец XIX — начало XX в. — время, когда в русской культуре складывается стиль модерн. Одно из ярчайших явлений отечественной культурной жизни этого периода — журнал «Мир искусства». Вокруг журнала сложилась группа замечательных художников, в состав которой входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. А. Лансере, К. А. Сомов, И. Я. Билибин. Почти все они много работали в области книжной иллюстрации.

Конструктор книги — Эль Лисицкий

Конструктор книги — Эль Лисицкий - Конструктор книги — Эль Лисицкий

Переносясь после классического XIX в. в революционный XX-й век, мы убеждаемся, что художники уже стремятся передать мир по-иному. Особая роль принадлежала плакату. Среди представителей русского авангарда можно назвать такие имена, как М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанов, К. С. Малевич, П. Н. Филонов. Модернизм способствовал появлению новых форм и идей. Для футуристов важна была образность, стилизация, яркость, насыщенность, броскость.

Конструктивисты видят в иллюстрации некий конструкт, который нужно собрать посредством непонятных линий, соединения геометрических фигур. Эта новейшая теория сказалась и на оформлении книги: например, в качестве изобразительных элементов использовались фотомонтаж, комбинация наборных материалов и шрифтов. А. М. Родченко внедряет в книги черно-белую и цветную фотографию: для этого впервые используются кадрирование и монтаж. Возвращается техника ксилографии с ее изяществом. В этой технике работали В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, П. Н. Староносов, П. Я. Павлинов.

Во внешнем оформлении книги 1930-х гг. преобладало стремление к унификации и стандартизации. Печатались и роскошные, юбилейные издания, особенно характерные для второй половины 1930-х гг.; это было время зарождения и развития т.н. «сталинского ампира». Качественным оформлением отличались книги издательства «Academia» (1921—1937). К иллюстрированию отдельных изданий привлекались художники, работавшие в рамках традиционных русских художественных промыслов. Так, в палехском стиле было оформлено издание «Слова о полку Игореве» (1934).

И вот наше путешествие подошло к концу. На последнем столе представлены наиболее репрезентативные советские издания 1940—1950-х гг., а со стены на нас смотрит герой плаката «Кем быть». Продуманная концепция и целостность композиции выставки дала возможность наглядно представить историю русской книжной иллюстрации. Не случайно она привлекла внимание и студентов других факультетов, специализирующихся в таких областях, как библиотечное и музейное дело, дизайн.

Для нас же, будущих специалистов по издательскому делу и редактированию, ценность подобных выставок заключается и в том, что сотрудники библиотеки стараются подобрать не только разнообразный но, по сути, эксклюзивный материал, представленный в редких книжных изданиях, которые скоро уже будут отправлены на оцифровку. А это значит, что не будет возможности реально понять и увидеть технику исполнения книги: типы переплетов, особенности бумаги, объем и формат издания, почувствовать атмосферу старинных альманахов, альбомов, художественных журналов…

Спасибо сотрудникам библиотеки за такое бережное отношение к книге и понимание значимости ее для современных студентов!

Выпускники кафедры
издательского дела и редактирования