Ирина Александровна Айзикова

Ирина Александровна Айзикова - Ирина Александровна Айзикова

Профессор, заведующий кафедрой общего литературоведения, издательского дела и редактирования

5 февраля 2013 года возглавляемой мною кафедре исполнилось три года. Пропуская сквозь призму памяти промелькнувшие дни и события, я спрашиваю себя: что это было для факультета и для меня, тогда, три года назад? Для факультета, полагаю, это был новый шаг в развитии, новые заботы и проблемы, новый контингент студентов, ориентированных на получение не просто филологического образования, а конкретной профессии — это был, мне кажется, реальный поворот факультета в сторону прикладной филологии. А для меня это было практически необдуманное решение, поддерживаемое только внутренним желанием начать что-то новенькое, попробовать себя в новом деле.

В моем желании и решении меня очень поддерживало то, что на новую кафедру вместе со мной захотели перейти А. В. Петров и Е. А. Макарова, тоже настроенные на новую волну в жизни. Ну, думаю, с ними точно не пропаду! Довольно быстро на кафедре сложился новый коллектив, в который, кроме названных выше, вошли А. П. Казаркин, Т. Л. Воробьева, лаборант И. В. Петряшина, работавшие на кафедре общего литературоведения (так называлась кафедра до февраля 2010 года), и молодые преподаватели, только закончившие или заканчивающие в то время аспирантуру: Е. И. Тулякова, И. Ф. Гнюсова и А. А. Хаминова. Талант и широта мышления этих людей спасли их от ненужных оглядываний назад и опасений — а получится ли? а зачем начинать готовить абсолютно новые курсы? а зачем нам кафедральный журнал? зачем нашим студентам ехать на олимпиаду? и т. д. За дело с энтузиазмом взялись все члены новорожденной кафедры, и каждый сыграл значительную роль в ее развитии, в моем развитии, определил своей деятельностью особый нравственно-психологический и деловой «климат 4-й аудитории», широкий демократизм, глубокую порядочность и человечность в отношениях друг с другом и со студентами. Высоко оценила я тогда и ценю сегодня в моих коллегах (как и в студентах) внутреннюю свободу, стремление не поддаваться обстоятельствам, быть человеком деятельным и мыслящим.

Конечно, многое нами уже сделано, но многое нам и мне лично до сих пор не удалось осуществить — это о прошедшем (если коротко и без конкретных фактов). Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы наша кафедра не затерялась среди других, может быть, более мощных в целом ряде направлений деятельности; чтобы кафедра нашла пути соединения научных интересов и прикладного характера специальности, которой мы обучаем наших бакалавров и магистров; чтобы кафедра определила судьбу и моих коллег, особенно тех, у кого пока все только начинается, и моих учеников — студентов, обучающихся издательскому делу. Знаю, что для этого нужно: много работать, не бояться трудностей, доверять товарищам, любить свое дело и тех, кто тебя окружает. Все это — раздумья о будущем, а греет мне душу прозрачная мысль про настоящее, про «текущий момент»: счастье — это не иметь то, что ты хочешь, а хотеть то, что ты имеешь. Это, увы, не мое изречение, но оно о моем сегодняшнем внутреннем состоянии: хочу идти на работу (а потом домой!), хочу готовиться к занятиям, консультировать, анализировать проекты, проверять отчеты, хочу видеться с коллегами и студентами, хочу редактировать очередной том ПСС В. А. Жуковского, изучать сибирское книгоиздание. В общем, слава Богу, меня влекут к себе кафедральные будни и праздники, я все еще все хочу! За это моя благодарность всем сотрудникам кафедры и студентам, которых очень люблю, которыми горжусь, и вижу в них один из источников своих жизненных сил.

Узнай, что думают наши студенты про Ирину Александровну...