Ирина Федоровна Гнюсова

Ирина Федоровна Гнюсова - Ирина Федоровна Гнюсова

Доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования

Я работаю на кафедре с 2010 года. Читаю студентам-издателям курсы «Введение в книжное дело», «Реклама книги и PR», «Основы теории коммуникации», веду семинар по типологии изданий, организую производственную практику. Кроме того, являюсь куратором 1 и 2 курсов и отвечаю за новый набор студентов на наше направление (то есть веду агитационную работу в школах). До того, как стала преподавателем, я достаточно долго работала журналистом. И, признаться честно, вообще не думала, что буду заниматься педагогической деятельностью. Помню, на 5-м курсе я проходила в родной школе традиционную для студентов-филологов педпрактику, и после ее окончания моя учительница целый час терпеливо объясняла, что я делала неправильно во время уроков. Я была в глубоком недоумении. «Зачем мне это?! — думала я. — Я же не собираюсь работать учителем!» К тому времени я уже была обозревателем областного приложения к газете «Аргументы и факты» и видела перед собой совсем другие карьерные перспективы.

С той практикой, кстати, был связан и другой знаковый случай. За итоговое сочинение по «Грозе» я щедро наставила своим подопечным «двоек» и «троек», а потом неожиданно получила за это нагоняй от своих же одноклассников (в то время мы часто организовывали встречи старых друзей) — мол, как ты могла, сама же еще студентка, пожалела бы детей, далеко ли от них ушла?! Тогда-то я и дала себе клятву: если доведется еще что-то кому-то преподавать, всегда буду относиться к своим ученикам максимально терпимо и снисходительно. И сейчас смело могу предположить, что не найдется студента, который обвинил бы меня в чрезмерной суровости.

А преподавателем я в итоге стала благодаря аспирантуре: чтобы дописать диссертацию, ушла из газеты, а потом постепенно начала все серьезнее думать о работе на факультете. Хотя уверена, что этого не случилось бы, если бы не появилась наша кафедра. А главное — если бы ее не возглавила Ирина Александровна Айзикова. Да простит меня Ирина Александровна, но, пользуясь случаем, выражу свое искреннее восхищение ее умением держать в своих руках и развивать такое сложное новое дело, как наше направление, быть при всей своей жизненной мудрости и огромном педагогическом опыте столь мобильным человеком, готовым принимать все новое, быть всегда открытой к диалогу как с коллективом, так и со студентами.

Думаю, именно это мастерство Ирины Александровны как руководителя и определяет атмосферу на нашей кафедре, наши отношения со студентами, нашу преподавательскую стратегию. По крайней мере, о себе я это могу сказать совершенно точно. Как и работа редактора и автора, работа преподавателей и студентов нашей кафедры — это, без преувеличения, сотворчество. Вот почему я, например, так люблю завершать занятия написанием эссе или подобными творческими работами «субъективного» характера, а потом зачитывать те фрагменты, которые подчас наилучшим образом иллюстрируют материал занятия. Я давно привыкла к тому, что во время занятия мне могут задать вопрос, на который я не смогу сразу дать ответ. Специальность-то у нас ультрасовременная, а студенты порой гораздо быстрее успевают отследить малейшие перемены в издательском бизнесе. И спасибо им за это!

Я уверена, что у нашей кафедры большое будущее — потому что традиционный рекламный лозунг о «реальном практическом применении полученных в вузе знаний» в отношении нашей специальности является чистой правдой. И еще потому, что лет через пять-семь многие наши нынешние студенты совершенно точно станут ведущими специалистами (а может, и директорами) различных российских издательств. И наши будущие студенты будут проходить практику под их руководством. Так что наше сотворчество продолжится и за стенами университета.

А пока — желаю всем нашим студентам словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!».

Удачной всем сессии и новых творческих проектов! 

Прочитай мнения студентов об Ирине Федоровне...